Указ Президента Республики Беларусь 4 июля 2017 № 240 О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений

Информация по вопросам реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»

В последние годы строительство жилых помещений в республике имеет тенденцию к сокращению. Это обусловлено рядом факторов, среди которых – сокращение финансовых ресурсов, предоставляемых государством в качестве господдержки, снижение реальных денежных доходов граждан, отсутствие у банков и финансовых организаций достаточного количества «длинных» низкопроцентных денег, которые могли быть предоставлены в качестве заемных для целей строительства жилых помещений.

Указ № 240 направлен на решение вопросов оказания помощи льготным категориям граждан. Его принятие является своевременным, так как строительство жилых помещений для  данной категории граждан также снижается, что может привести к негативным социальным последствиям.

В 2011 – 2015 гг. было введено в эксплуатацию 11,5 млн.м2 жилья с использованием государственной поддержки - в основном в виде льготного кредитования жилищного строительства в размере 5,9 млрд. руб.

С учетом имеющихся источников финансирования в 2017 году запланировано ввести в эксплуатацию с господдержкой 451,28 тыс. м2 жилья, что ниже уровня  2016 года. В свою очередь в 2016 году объем ввода жилья с господдержкой составил 991 тыс.м2 (в 2011 году – 2790 тыс. м2). То есть очевидно снижение данного показателя за последние 6 лет.

Согласно Государственной программе строительства жилья на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Беларусь от 21.04.2016 № 325, в 2018 – 2020 гг. на льготное кредитование граждан запланировано направление возвращаемых кредитополучателями в ОАО «АСБ Беларусбанк» кредитных средств соответственно в размере 115,5; 107 и 101 млн. руб., что позволит ввести в эксплуатацию 186,2;  162,8 и 145,8 тыс.м2 жилья. При этом на строительство направляются только возвращаемые в АСБ «Беларусбанк» средства, при этом их объем планово снижается.

В такой ситуации требовалось принятие решения о привлечении дополнительных источников финансирования в жилищное строительство. Речь идет о привлечении средств коммерческих банков с предоставлением необходимой адресной финансовой поддержки гражданам, обратившимся за кредитом в коммерческий банк.

Для сохранения объемов строительства жилья с господдержкой на уровне 2016 года необходимо в 2017 году привлечь из банковской системы дополнительно порядка 185,0 млн. руб. коммерческих кредитов, 50 млн. уже привлечено в виде кредитов с компенсацией 50% ставки рефинансирования Нацбанка.

Следует уточнить, что коммерческие банки предоставляют кредиты на иных условиях, чем государственные. Так, выплата процентов осуществляется от фактического остатка кредита, а не равными долями, как при льготном кредитовании. Также банки предоставляют кредиты на значительно более короткие сроки – на 15 – 20 лет.   

 Данные условия выдачи коммерческих кредитов повлекут значительные увеличения размеров ежемесячных платежей граждан по таким кредитам, особенно в первоначальный период. При этом речь о самых уязвимых категориях, среди которых – многодетные семьи, инвалиды и т.д. Понятно, что такие финансовые нагрузки в виде ежемесячных платежей по основному долгу и процентам их получатели не потянут. Разрешение данной проблемы нашло отражение в Указе.

Если выделить основной принцип Указа № 240 - это оказание государственной поддержки гражданам, определенным в Указе, путем выплаты из бюджета субсидии на уплату части процентов за пользование кредитом, а многодетным, молодым семьям при рождении первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов, детям-сиротам – также и субсидии на погашение основного долга по кредиту. Механизм оказания гражданам адресной господдержки в виде названных субсидий направлен на увеличение объемов финансирования строительства жилья путем вовлечения в жилищное строительство коммерческих кредитов банков с предоставлением гражданам господдержки на их погашение. Данный механизм разработан с сохранением основных действующих принципов и условий предоставления гражданам господдержки.  Указ № 240 будет действовать наряду с Указом № 13. При этом указанные субсидии будут предоставляться только на строительство (реконструкцию) жилых помещений с целью наращивания объемов жилищного строительства.

       Основополагающие элементы Указа № 240 следующие.

  1. Субсидия на уплату части процентов предоставляется гражданам,

имеющим право на льготный кредит по Указу № 13. Также предусмотрено предоставление субсидии на уплату части процентов гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилья в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области, с учетом того, что в соответствии с Указом Главы государства от 08.05.2013 № 235 эти граждане отнесены к категории лиц, имеющих право на получение льготных кредитов.

  1. Прокурорским работникам предоставлено право на получение

субсидии на уплату части процентов в порядке и на условиях, предусмотренных для военнослужащих, в том числе без учета доходов. Генеральной прокуратуре  предоставляется право на утверждение списков на получение субсидий.

  1. Размеры субсидии на уплату части процентов для каждой из

категорий граждан, предусмотренных в Указе, определены с учетом возможности бюджета и приближения ежемесячных платежей граждан по коммерческому кредиту в новой системе господдержки к таким платежам при льготном кредитовании, закрепленным в Указе № 13.

       Субсидия на уплату части процентов предоставляется в следующих размерах:

  •        многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей – в размере ставки рефинансирования Национального банка РБ (далее – Нацбанк), увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
  •        многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей – в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3 процентных пункта, но не более ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
  •        многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации, и гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленным им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также иным гражданам, имеющим право на субсидирование части процентов – в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

        4.По сравнению с льготным кредитованием по Указу № 13 в новой

системе господдержки граждан в первые годы погашения коммерческих кредитов увеличатся расходы бюджета на предоставление субсидий, предусмотренных проектом Указа. В целях уменьшения расходов бюджета в Указе предусмотрено предоставление субсидии на уплату части процентов гражданам, проживающим и работающим в населенных пунктах до 20 тыс. чел., и гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилья в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области, в аналогичном размере с гражданами, осуществляющими строительство жилья в населенных пунктах  до 20 тыс. чел.

  1. Перечисление субсидии на погашение части процентов будет производиться со следующего месяца после выдачи банком кредита на строительство (реконструкцию) жилья ежемесячно в течение всего срока погашения кредита, установленного кредитным договором. Субсидия, подлежащая ежемесячному перечислению, подлежит определению исходя из ее размеров, установленных Указом, ставки рефинансирования Нацбанка, установленной в периоде, за который начисляется субсидия, и остатка задолженности по кредиту, выданному в пределах максимальной нормируемой стоимости жилого помещения.
  2. За ветеранами боевых действий на территории других государств закреплено право на внеочередное получение субсидии на уплату части процентов. На учете нуждающихся состоят порядка 800 ветеранов. С учетом норм Указа субсидия на уплату части процентов будет предоставляться ветеранам во внеочередном порядке с учетом соблюдения очередности среди категорий граждан, имеющих право на внеочередное получение господдержки в пределах общего объема субсидирования.
  3. Право на получение субсидии на погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов предоставляется многодетным семьям, имеющим 3 и более несовершеннолетних детей; молодым семьям из числа малообеспеченных при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов; детям-сиротам.

При этом, для сохранения в новой системе господдержки уровня ежемесячных платежей по кредиту, осуществляемых многодетными семьями, имеющими 3 несовершеннолетних детей, и детьми-сиротами в  Указе предлагается субсидию на погашение основного долга установить многодетным семьям с 3 детьми в размере 95%, а для детей-сирот – 35%. 

Для многодетных семей с 4 и более детьми ежемесячные платежи по кредиту, как по уплате процентов, так и основного долга будут полностью субсидироваться из бюджета. То есть условия, по которым данные семьи будут строить жилье по Указу № 240, максимально приближены к условиям, предоставляемым Указом № 13.

  1. Указом закреплено    право    иностранных     граждан    и   лиц   без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на получение субсидий наравне с гражданами Республики Беларусь.
  1. Субсидии будут предоставляться в порядке, определяемом Советом Министров, с учетом порядка и условий, определенных Указом 
    № 13, и особенностей, установленных Указом № 240. Следует отметить, что соответствующий проект постановления Правительства разработан и направлен на рассмотрение заинтересованным.
  2. В Указе определено, что граждане, имеющие право на получение субсидии на уплату части процентов, а также граждане, имеющие право на получение субсидии на уплату части процентов и субсидии на погашение основного долга, имеют право воспользоваться по их выбору либо субсидией на уплату части процентов (субсидиями) либо господдержкой в соответствии с Указом № 13.
  3. Поскольку субсидии являются формами господдержки граждан, в Указе определено, что эти субсидии, как и господдержка по Указу № 13, предоставляются гражданам, осуществляющим строительство жилья в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах, перечень проектов (серий) которых утверждается Минстройархитектуры. При этом предоставление субсидии на уплату части процентов будет осуществляться с соблюдением принципа одноразовости получения господдержки.
  4. Многодетные семьи будут иметь право повторно воспользоваться господдержкой в соответствии с Указом, если основания для постановки на учет у них возникли в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей.
  5. Субсидии не подлежат предоставлению на погашение просроченной и пролонгированной задолженности по основному долгу по кредиту и процентам за пользование им.
  6. Указ предусматривает порядок определения максимальной нормируемой стоимости жилого помещения для предоставления субсидий.
  7. Поскольку господдержка военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся по месту военной службы, предоставляется с учетом очередности именно по месту военной службы, в Указе предусмотрено, что решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилья принимаются местными исполнительными и распорядительными органами на основании списков на получение указанной субсидии, утвержденных военными ведомствами.
  8. Указом закреплено, что при перемене лица в кредитном обязательстве на стороне кредитополучателя выплата субсидий не прекращается в течение 3 месяцев с даты наступления указанного обстоятельства. Определен порядок взаимодействия банков и исполкомов по предоставлению указанных сведений, сроки их предоставления. Также определено, что в дальнейшем предоставление субсидий осуществляется членам семьи получателя субсидий, принявшим обязательства по кредитному договору.
  9. Определено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на уплату части процентов и субсидий на погашение основного долга, осуществляется за счет субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и г.Минска, в пределах объемов средств на эти цели, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Субвенции распределяются между бюджетами областей и г. Минска исходя из объема задолженности по состоянию на начало очередного финансового года по кредитам, выданным банками гражданам на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидий, и прогноза выдачи новых субсидий в планируемом периоде.
  10. Решения о предоставлении субсидий принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями, для военнослужащих – с учетом списков на получение субсидий, утвержденных соответствующими органами государственного управления (Минобороны, МВД, МЧС и др.). Получатель субсидии направляется с данным решением в кредитующий банк для заключения кредитного договора. Банк не позднее 10 дней после заключения кредитного договора направляет в местные исполнительные и распорядительные органы копию кредитного договора и все сведения о кредитополучателе. На основании таких данных банка исполкомы обеспечивают в установленном порядке своевременное перечисление гражданам субсидий.
  11. Ответственность за незаконное предоставление субсидий возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, а контроль за правильностью их предоставления - на облисполкомы (Мингорисполком). Ответственность за незаконное включение в списки на получение субсидий возлагается также на силовые ведомства, уполномоченные их утверждать.
  12. Подлежат доработке и программные средства автоматизированной информационной системы, обеспечивающей функционирование единой базы данных по получению господдержки в соответствии с Указом № 13 путем включения в нее сведений о гражданах, являющихся получателями субсидий по Указу № 240. Одновременно учет построенных с субсидиями жилых помещений будет вестись Госкомимуществом

Печать